Спорт и здоровье
Главная arrow Физическая культура arrow Физические упражнения arrow Основные физические упражнения

Основные физические упражнения

Оглавление
Основные физические упражнения
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15


66. Задачи, типичные черты методики и организация занятий физической культурой в пожилом возрасте
Задачи:
•  использовать возможности, предоставляемые физической культурой, для сохранения активной жизненной позиции людей пенсионного возраста, деятельного участиях их в общественной жизни;
•  содействовать сохранению физической и общей дееспособности, профилактике заболеваний, противодействовать возрастной инволюции функциональных возможностей организма путем направленного использования факторов физической культуры;
•  реализовать физкультурно-образовательные знания, умения и навыки, накопленные в жизни людьми пенсионного возраста, для продолжения физического самовоспитания (в том числе физкультурного самоконтроля) и участия в физическом воспитании подрастающего поколения. Требования: успешно справляться с индивидуализированными тестами, характеризующими состояние отдельных физических качеств, двигательных навыков и функциональные возможности организма.
Средства: освоенные ранее виды физических упражнений, преимущественно гимнастические и циклические аэробные, нормированные применительно к возрастным особенностям состояния организма; регламентированный физический труд (в условиях повседневного быта, на дачном участке и т. п.); компоненты лечебной физической культуры; общегигиенические факторы и специально направленные средства закаливания; рекреативные формы двигательной активности, факторы психорегули-рующей (психомоторной) тренировки.
Формы занятий: организованно-групповые и индивидуально-самостоятельные формы занятий физическими упражнениями, имеющие преимущественно оздоровительную и «физкультурно-кондиционную» направленность, «малые» формы занятий физическими упражнениями в режиме повседневного быта, физкультурно-рекреативные и другие формы рациональной организации двигательной активности.
Объем и режим физкулътурно-двигательной деятельности: общий объем физкультурных занятий - 7-12часов в неделю с вариациями в зависимости от состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготовленности и особенностей общего режима жизни, в том числе - гигиеническая гимнастика (10-30мин ежедневно), организованные в группе и индивидуальные самостоятельные занятия оздоровительно-тренирующего характера (3-4 раза в неделю по часу и более каждый раз), ежедневные пешеходные прогулки и другие формы двигательной активности (не менее 3-4 часов в неделю).
67. Подготовка учителя физкультуры к уроку (заблаговременная и непосредственная)
Организация и проведение урочных занятий представляет собой сложную многостороннюю деятельность. Поэтому для того, чтобы достичь высокого качества урока, преподавателю необходимо заблаговременно и тщательно готовиться к нему, в частности:
а)       определить задачи урока;
б)       разработать конкретный план его;
в)       предусмотреть необходимое материальное оснащение.
Эти разделы подготовки взаимосвязаны, но в то же время каждый из них требует специальной работы.
Задачи урока, как уже говорилось, должны быть посильными для решения в данном занятии. Определить задачи урока - значит выявить его место в системе занятий и с возможной полнотой представить себе его результаты. Этому способствует рабочее планирование. Однако действительный ход учебно-воспитательного процесса всегда вносит коррективы в планы. Поэтому поставленные задачи всякий раз необходимо уточнять на основе тщательного анализа результатов предыдущего урока или ряда уроков и учета количества оставшегося времени во всей серии занятий. Только так можно обеспечить должную преемственность планируемых уроков.
Правильность постановки задач урока и порядка их решения определяется во многом педагогическим опытом преподавателя и его творческими способностями. Однако никогда не следует переоценивать личный опыт, так как глубокое и всестороннее познание учебно-воспитательного процесса достигается только в результате коллективных усилий. Поэтому при постановке задач урока возникает необходимость в изучении новейших данных о методических путях их решения. В результате предварительного изучения литературных источников в намеченные ранее задания и общий план их решения вносятся коррективы.
Следующий момент в подготовке к уроку - это составление подробного плана проведения его, плана-конспекта урока. Такое планирование позволяет более полно учесть все стороны деятельности занимающихся и глубже разработать ее организацию. Планирование урока начинается с определения наиболее рациональной последовательности решения задач. Обучение новому материалу, как уже говорилось, требующее наибольшего внимания и оптимальной работоспособности учащихся, планируется в основной части занятия; решение более легких задач — в начале и в конце урока. Далее подробно разрабатывается содержание основной части урока: порядок выполнения упражнений и их дозировка, объяснения, распоряжения, указания учащимся и т. д. Намечаются схемы организации учащихся при выполнении упражнений. Все это записывается в конспект.
Особое внимание следует уделять подбору упражнений, тщательно намечая основные и вспомогательные действия, необходимые для решения задач урока. В результате должен быть разработан комплекс упражнений, отражающий с достаточной полнотой методику обучения и воспитания в научно-обоснованной последовательности.
Разработав содержание основной части урока, преподаватель планирует подготовительную и заключительную части, учитывая их биологические и педагогические закономерности. При этом важно, как и при разработке плана основной части, четко продумать форму постановки задач, смысл и назначение упражнений, дозировку нагрузки, методы организации занимающихся, переходы и перестроения, свое место на рабочей площадке урока.
В заключение планируется домашнее задание. Это не исключает надобности дополнять его в связи с ошибками учащихся, допущенными в уроке.
Заблаговременно перед уроком преподаватель должен подготовить места занятий и опробовать упражнения. К подготовке мест занятий привлекаются и занимающиеся, но контроль преподавателя при этом не снимается. Практика показывает, что именно из-за неподготовленности мест занятий бывает большинство простоев в уроках и травм.
68. Методы организации (управления) деятельностью учащихся на уроках физической культуры
При организации контингента занимающихся на уроке применяют фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации.
Фронтальный метод - одно задание выполняют все одновременно. Так проводятся подготовительная и заключительная части, могут проводиться и фрагменты в основной части занятия. В младших классах этот прием применяется чаще, т.к. в основной части выполняются простые, знакомые действия или подвижные игры, эстафеты.
Способы выполнения упражнений:
- одновременно всем классом;
- одновременно в группах, отделениях;
- потоком.
Учитель руководит всем классом без лишних затрат времени. Достигается высокая моторная плотность, т.е. большой объем двигательной активности учащихся на уроке. Однако затруднено устранение индивидуальных ошибок и оказание помощи. В педагогике данный метод организации называют рассеянным управлением.
Групповой метод - разные задания выполняются в отделениях (группах) с помощью физкультурного актива.
Способы выполнения в группе:
- одновременно всем отделением;
- по одному, по два и т.д.;
- потоком.
Достигается большая индивидуализация занятия. Ученики делятся по полу, возрасту, уровню подготовленности. Учитель находится в том отделении, где изучается самое сложное упражнение или с наиболее слабыми учениками. Данный способ организации учащихся в педагогике называется смешанным управлением. Групповой метод применяют с 5-го класса, когда подготовлен физкультурный актив, класс дисциплинирован и подготовлен к самостоятельной работе.
Эти методы могут сочетаться с дополнительными заданиями - "параллельная тренировка"'. Могут даваться: подводящие упражнения; подготовительные упражнения; упражнения, обеспечивающие разносторонность воздействия; упражнения для эмоционального подъема.
Параллельная тренировка повышает моторную плотность. Подбираются освоенные упражнения, которые выполняются в поле зрения учителя. Может оказываться взаимопомощь учениками.
Метод индивидуальной организации и учащихся предусматривает выполнение ими заданий по указанию учителя или самостоятельному выбору. Он предполагает наибольшие возможности дифференцированного подхода к ученику с учетом всех его индивидуальных особенностей и наклонностей. Данный способ организации называется направленным управлением.
Этот метод используется в отдельных элементах урока при обучении на снаряде (дача индивидуальных заданий на 2-й подход), можно использовать его и при "параллельной" тренировке.
Организационно-методической основой последовательности работы и дозирования нагрузок служит "линейный", или "круговой", способ построения его структурных компонентов. В первом случае двигательные действия являются самостоятельными компонентами и к ним не возвращаются - комплексный урок с разными разделами физической культуры. "Круговой", или циклический, способ объединения компонентов урока - круговая тренировка - направлен на комплексное развитие физических качеств с одновременным совершенствованием двигательных навыков. Предполагается повторное прохождение мест занятий в основной части урока.
Требования к подбору упражнений:
- простые, изученные, исключающие возможность травмирования;
- обеспечивающие разносторонность воздействия (т.е. на основные группы мышц).
ФУ выполняются одновременно по команде учителя. Смена рабочих мест проводится также по его команде. Варианты проведения круговой тренировки;
- выполнение дозировки с постепенным увеличением количества кругов;
- максимальное повторение упражнений за 30 с, интервалы отдыха -30-45 с между точками;
- сокращение времени на прохождение крута.
2-й и 3-й варианты предъявляют повышенные требования к функциональным возможностям организма. Особенно эффективен метод круговой тренировки при развитии физических качеств с использованием тренажеров.
c)  подтягивание (мальчики) / сгибание туловища (девочки) - тест характеризует силовую выносливость и абсолютную силу;
d)  6-минутный бег - тест характеризует выносливость;
e)  наклон вперед (могут быть так же и другие виду упражнений: выкруты, шпагаты, мост) - тест характеризует степень развития гибкости.
В соответствии с методикой тестирования испытуемые выполняют двигательные задания в такой последовательности: челночный бег, прыжок в длину с места, подтягивание, 6-минутный бег, гибкость. Демонстрируемые испытуемыми результаты (по каждому тесту) оцениваются по таблицам. Оценочные таблицы ориентированы на возраст тестируемого. Получаемые по каждому тесту очки суммируются.
69. Методика оценки успеваемости учащихся на уроках физической культуры в школе (показатели, подлежащие оценке, методика тестирования, нормативы для оценки и т.п.)
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей.
Контроль и оценка на занятиях со старшеклассниками используются для того, чтобы закрепить потребность юношей и девушек к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать их к индивидуальному самосовершенствованию. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в основном следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
Аттестация учащихся в начальных классах проводится в соответствии с Правилами аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 16.12.2004 №76).
В I и II классах система контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся строится на содержательно-оценочной основе без использования цифровых отметок. Для учета успеваемости учащихся указанных классов рекомендуется использовать учебное издание «Журнал учета успеваемости по физической культуре» Минск, 2003.
Начиная с 3-го года обучения, оценка результатов учебной деятельности сопровождается выставлением отметки по десятибалльной шкале. В III-IV классах учитель оценивает учащихся текущими отметками на уроках физической культуры:
1.Знания: а) общие теоретические сведения о медико-биологических основах и истории физкультуры и спорта; б) теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных и народных игр, соревнований; в) обеспечение безопасности физкультурных занятий.
2.Умения и навыки: контроль результатов освоения учащимися техники физических упражнений (комплексов). Отметка может выставляться как за законченное движение (итоговая отметка), так и за отдельные его элементы (текущая отметка).
3.Домашние задания, предусматривающие самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры, разучивание и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера.
4.Прилежание, включающее в себя отношение ученика к уроку и к учебному предмету в целом, добросовестное выполнение задания учителя, стремление к индивидуально максимальным достижениям, а также знание и соблюдение правил безопасности физкультурных занятий.
Итоговые четвертные отметки должны учитывать все вышеперечисленные стороны деятельности учащихся. Причём ни одна из них не должна превалировать над другими.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое четвертных отметок с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
Для оценивания уровня физической подготовленности учащихся предлагается состав тестов и нормативные требования к ним. Они определяются исходя из следующих требований:
1.  Репрезентативность состава тестов для оценивания физической подготовленности. Она, как известно, характеризуется показателями силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Следовательно, должны быть представлены тесты, с помощью которых можно оценить уровень всех перечисленных двигательных качеств.
2.  Надежность и информативность отобранных тестов. Это значит, что они должны оценивать именно то качество, которое измеряется. При этом на достижение результата тестирования не должны оказывать существенного влияния сопутствующие для тестирования факторы.
3.  Простота содержания тестов и технологии процедуры тестирования.
Для оценивания физической подготовленности учащихся предлагается пять тестов (число и состав системы тестов может варьировать в зависимости от возраста занимающихся, что определено программой по физическому воспитанию школьников и ее нормативными требованиями):
a)  челночный бег 4х 9 м - тест характеризует ловкость и быстроту: ловкость проявляется при поворотах, быстрота проявляется в скорости перемещения;
b)  прыжок в длину с места - тест характеризует скоростно-силову подготовленность;
70. Общая характеристика документов планирования в физическом воспитании школьников (разновидности документов планирования, основные требования к их содержанию и оформлению)
Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
Характеристика основных документов планирования. Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.
По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.
1)  Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.
2)  Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).
3)  Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и, программы.
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней. Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
Учебная программа     - это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а)
целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.
Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов:
1)уроки физической культуры;
2)физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3)физическая культура во внеурочное время; 4
4)физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Учебные программы имеют следующую типовую структуру:
1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учету и др.;
2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и развитию физических качеств;
3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.
Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отведенных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.
План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного — в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).
Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной последовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.).
Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке. В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.
План-график — это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.
Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия — тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме. В содержание рабочего плана входят:
1)конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные);
2)теоретические сведения по физическому воспитанию;
3)основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок);
4)контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся.
В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.
Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.
План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.
 
« Пред.   След. »