Спорт и здоровье
Главная arrow Физическая культура arrow Физические упражнения arrow Основные физические упражнения

Основные физические упражнения

Оглавление
Основные физические упражнения
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15


4. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Требования к его реализации в системе физического воспитания
Идея укрепления здоровья человека пронизывает всю систему физического воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующее положения:
1). Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление;
2). Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля.
Физические упражнения - это средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет этих особенностей. Следует всегда иметь в виду, что ни преподаватель, даже хорошо подготовленный, ни сам занимающийся не могут полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме под влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач.
Врачебный контроль за занимающимися обязателен для всех организаций, проводящих работу по физической культуре. Однако, врачебный контроль не должен ограничиваться только констатацией происходящих в организме человека изменений. Наряду с показателями специального педагогического наблюдения, данные врачебного контроля являются теми объективными явлениями, по которым мы можем судить о положительном или отрицательном влиянии физических упражнений, изменять и совершенствовать методы физического воспитания.
Принцип оздоровительной направленности отечественной системы физического воспитания повседневного творческого содружества врача, педагога и самого занимающегося. Если занимающийся почувствует ухудшение здоровья, а врач подтвердит это по анализам, то он должен отойти от интенсивного занятия спортом и довольствоваться физическими упражнениями как лечебным средством.
Врач и педагог обязаны на основе учета изменений на основе учета изменений, происходящих в организме занимающегося под влиянием физических упражнений, предвидеть возможные отдаленные результаты этих занятий.
Смысл этого принципа оздоровительной направленности заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Требования к реализации:
•  определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;
•  планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося;
•  обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе заданий и соревнований;
•  широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
5. Функции физической культуры (общекультурные, специфические)
Термин «функция» связан с понятием «функционировать», т.е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект. Функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества.
Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в ее свойствах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых общество! коммунистического типа, основные специфические функции физической культуры находят свое выражение в целенаправленном использовании ее в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности. Различают:
•  специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (т.е. как фактора физического образования);
•  специфические прикладные функции, которые выражены прежде всего при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;
•  «спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека;
•  специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в сфере организации досуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, удовлетворения эмоциональных запросов и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма
Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции, связанные с использованием физической культуры в обществе. В принципе все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся:
•  Эстетические функции физической культуры - непосредственно связаны с ее свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии.
•  Нормативные функции физической культуры - состоят в том, что в ее содержании в связи с практикой использования ее в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение, — нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила нормирования физических нагрузок и т. п.
•  информационных функциях физической культуры - играют немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, о человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.
Следует так же отметить, что физическая культура занимает большое место в сфере непосредственных межчеловеческих контактов. Это тесно взаимосвязано с ролью физической культуры в общем процессе социализации личности и социальной интеграции.
В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям.
6. Общая характеристика общеподготовительного и специализированного направлений физического воспитания
Программное содержание системы физического воспитания, имея объединяющую основу, вместе с тем дифференцируется в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т. п.). При этом во всех случаях предусмотрена тесная взаимосвязь двух направлений— общеподготовительного и специализированного.
Общеподготовительное направление (оно представлено в первую очередь обязательным курсом физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях) обеспечивает, безусловно, необходимый для всех «минимум» всесторонней физической подготовленности, который характеризуется освоением жизненно важного фонда двигательных умений и навыков и достижением определенных показателей разностороннего развития физических способностей.
С известной условностью общеподготовительного направление физической культуры можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются базовая физическая культура, спорт (в той части, в какой он относится к физической культуре), а также профессионально-прикладная, оздоровительно -реабилитационная и «фоновая» физическая культура. Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определенные различия как по функциям, так и по структуре.
Специализированное направление (оно представлено в спортивной тренировке и ряде разновидностей производственно-прикладной и военно-прикладной физической подготовки) ведет на базе широкой общей подготовки к углубленному совершенствованию в избранной деятельности, обеспечивает повышенную степень освоения прикладных навыков и развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям данной деятельности.
 
7. Общая характеристика профессионально-прикладной физической культуры (профессионально-прикладное направление, военно-прикладное направление)
Профессионально-прикладная физическая культура подразделяется на собственно-профессионально-прикладную (в частности, производственную) и военно-прикладную. Особенности этих компонентов физической культуры определяются тем, что они включены в систему специальной подготовки человека к конкретной деятельности, становящейся основной для него (хотя бы на относительно длительный период, как в случае срочной военной службы), а также непосредственно в сферу данной деятельности, где функционируют в прямой зависимости от ее специфических условий и требований. Профессионально-прикладная физическая культура направлена, таким образом, на создание предпосылок успешного освоения той или иной профессии, на оптимизацию профессиональной деятельности и ее воздействия на человека.
Планомерно организованный процесс специально направленного использования физической культуры для формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и для развития профессионально важных способностей составляет профессионально-прикладную физическую подготовку (в том числе производственно-прикладную и военно-прикладную). По существу, это прикладной профилированный процесс физического воспитания, который организуется в специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумах, вузах) и в ряде других учреждений и организаций. Непосредственно в сфере труда факторы физической культуры применяются в соответствии с требованиями оптимальной организации трудовых процессов, в зависимости от характера труда, условий его производительности и особенностей воздействия на человека. В силу этого физическая культура на производстве приобретает специфические черты — черты производственной физической культуры (вводная гимнастика, физкультпаузы, физ-культминуты, послерабочие реабилитационные упражнения и т. п.). Иначе говоря, содержание производственной физической культуры, состав включаемых в нее средств воздействия, методы и весь порядок их применения в решающей мере зависят от закономерностей оптимизации трудового процесса.
Профессионально-прикладная физическая культура тесно связана с базовой физической культурой. Их органическая связь заключается в первую очередь в том, что профессионально-прикладная физическая подготовка строится на основе предпосылок, создаваемых общей физической подготовкой.
Военно-прикладная физическая культура отнесена к профессионально-прикладной с известной условностью. Для большинства военнослужащих (всех тех, кто призывается лишь на срочную службу) военная деятельность не является, понятно, постоянной профессией. Тем не менее и перед ними возникает необходимость овладения военными специальностями, а следовательно, и необходимость специально направленного применения в этих целях соответствующих факторов физической культуры.
8. Общая характеристика оздоровительно-реабилитационной физической культуры (оздоровительная физическая культура, адаптивная физическая культура, физическая реабилитация, ЛФК и др.)
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - этот специфический раздел физической культуры выделился на основе специально направленного использования физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры (ЛФК). Современная ЛФК включает довольно обширный комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег и другие упражнения), специализированных в зависимости от характера заболеваний, травм или других нарушений функций и форм организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Определились также режимы нагрузок—так называемые двигательные режимы, — характерные для ЛФК (в частности, «щадящий», «тонизирующий» и «тренирующий»), и типичные организационно-методические формы ее применения (индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.)
В последние десятилетия ускоренно разрабатываются система мер спортивно-реабилитационного характера и другие элементы оздоровителъно-реабилитациоиной физической культуры. Спортивно-реабилитационные меры органически входят в систему подготовки спортсмена, где они играют важнейшую роль в восстановлении функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм. Физкультурные оздоровительно-реабилитационные меры входят и в систему научной организации труда, занимая свое место в производственной физической культуре и связанном с нею комплексе профилактических мер (восстановительные упражнения по окончании рабочего дня, направленные на устранение неблагоприятных последствий производственных нагрузок, физкультурно-реабилитационные занятия в производственных профилакториях и т.п.). Значимость оздоровительно-реабилитационной физической культуры в связи с последствиями гиподинамии и стрессовыми факторами современных условий жизни возрастает.
Специфичность адаптивной физической культуры выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.
9. Общая характеристика общеподготовительного направления физического воспитания (базовой и фоновой физическая культуры)
С известной условностью физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются базовая физическая культура, спорт (в той части, в какой он относится к физической культуре), а также профессионально-прикладная, оздоровительно-реабилитационная и «фоновая» физическая культура. Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определенные различия как по функциям, так и по структуре.
Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора основного физического образования и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности. Целевой результат, достигаемый на основе использования физической культуры в этом направлении, заключается, таким образом, в базовой физической подготовленности. Она называется «базовой» в том смысле, что, во-первых, характеризуется приобретением основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей; во-вторых, является общей фундаментальной предпосылкой («базой») для специализации в той или иной избранной деятельности (профессиональной, спортивной и т. п.). Обеспечить такой результат и позволяет базовая физическая культура, в этом выражается ее специфическая функция. К базово физической культуре относится:
•  Физическая культура в рамках школьного физического воспитания (урок по физической культуре)
•  Секционные и самостоятельные занятия физической культурой
•  Занятия спортом, ориентированные преимущественно на достижение базовой физической подготовленности и оптимизируют общую физическую дееспособность (массовый спорт)
«Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным наименованием объединены так называемые гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного быта (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативная физическая культура, представленная в режиме расширенного отдыха (активный туризм и охота с нестрого нормированными и нефорсированными физическими нагрузками, физкультурно-спортивные развлечения как способ активного отдыха и т.п.). При этом имеются в виду преимущественно те формы двигательной активности, которые являются факторами оперативной оптимизации текущего, относительно быстро меняющегося, функционального состояния организма и нормализации его на некотором среднем уровне обычного повседневного состояния, способствуя тем самым формированию благоприятного функционального «фона» для основной жизнедеятельности. В отличие от других компонентов физической культуры эти ее виды обеспечивают менее глубокое воздействие на физический статус и развитие организма.
10. Общая характеристика спорта как специализированного направления физической культуры
Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.
Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества). Условно понимают спорт в "узком" и "широком" смысле слова. Спорт в узком смысле слова - это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой является:
•  система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);
•  унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;
•  регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.
Спорт в широком смысле слова охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения в этой сфере деятельности, взятые в целом.
Эффект соперничества является важным социально-психологическим феноменом. Известно, что при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.
Нечто аналогичное происходит и во время спортивных соревнований, когда соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека, происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной деятельности, большая мобилизация ресурсов организма.
Изменяются объективные показатели - ЧСС увеличивается до 130-140 уд./мин, легочная вентиляция возрастает до 20 - 30 л/мин, в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает тренировочный эффект от физических упражнений.
В педагогическом аспекте занятия спортом в большей степени способствуют приобщению занимающихся к интересам коллектива, воспитанию духовных качеств (самообладание, воля, самоорганизация и пр.), стимулируют эмоциональную активность.
11. Общая характеристика методов физического воспитания
Существует насколько групп методов физического воспитания в основу которых положены различные принципы подхода к процессу обучения двигательным умениям и навыкам.
1.  Методы, основанные на различных способах регламентации нагрузок и отдыха
2.  Методы, основанные на регламентации деятельности занимающихся (строго-регламентированного упражнения, игровой, соревновательный)
Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.
Нагрузкой в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздействия физических упражнений. Нагрузка непосредственно сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических ресурсов и др.) и с утомлением. Последнее же неизбежно связано с отдыхом, во время которого развертываются восстановительные процессы, обусловленные нагрузки. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности.
Нагрузка в различных методах физического воспитания бывает стандартной — практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый данный момент упражнения — и переменной— меняющейся по ходу упражнения. Целесообразность использования нагрузок обоих типов вытекает из принципов методики физического воспитания.
Структура методов физического воспитания определяется в значительной мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный (перманентный) либо интервальный (прерывистый) характер. Отдых как составной элемент методов физического воспитания может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление).
Длительность интервала между частями нагрузки при различных методах устанавливается согласно преимущественной направленности воздействий и закономерностям протекания восстановительных процессов. Возможны интервалы отдыха трех типов:
•  ординарные (называют такой интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня, что позволяет повторить работу без дополнительного напряжения функций),
•  жесткие (очередная часть нагрузки приходится на период недовосстановленного состояния отдельных функций или организма в целом),
•  экстремальные (очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности, наступающей вследствие закономерностей врабатывания, последействия нагрузки и фазового протекания восстановительных процессов.)
Формирование специфических методов физического воспитания исторически шло по нескольким направлениям. Широкое применение нашли игровые и соревновательные формы организации двигательной деятельности занимающихся (типичные для игры и спорта). Вместе с тем разрабатывались специальные способы методически четкой ее регламентации (организации, упорядочения), позволяющие строго направленно решать определенные задачи обучения движениям и воспитания двигательных способностей. В результате сложились три типа методов: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.




 
« Пред.   След. »